Дополнительные занятия по физике

Учебный год 2011-2012

Тема 1. Кинематика.
Занятие № 1
На этом занятии мы решали с вами задачи на равноускоренное движение.
Чтобы закрепить свои знания и получше разобраться в решении задач, посмотрите, пожалуйста, предложенные вам фильмы.





 План решения задач по кинематике
1. Внимательно прочитать задачу, проанализировать условие, выяснить характер движения.
2. Выяснить числовые значения заданных величин.
3. Сделать схематический чертеж, отображающий описанное в задаче движение. Изобразить на нем траекторию движения, векторы скорости, ускорения, перемещения.
4.Выбрать систему координат, при этом координатные оси направить так, чтобы проекции векторов на них выражались возможно более простым способом.
5. Составить для данного движения уравнения, отражающие математическую связь между проекциями векторов на оси координат. Число уравнений должно быть равно числу неизвестных величин.
6. Решить составленную систему относительно искомых величин, т. е. получить расчетные формулы.
7. Подставить в расчетные формулы вместо обозначений физических величин обозначения их единиц СИ, произвести преобразования и убедиться, получаются ли в результате единицы искомых величин.
8. Подставить в расчетные формулы числовые значения физических величин и произвести вычисления. Оценить реальность полученного результата.


Занятие №2
На этом занятии мы решали задачи на нахождение средней скорости.
Средняя скорость движения

           весь путь
vср = ---------------
         все время


v_{cp}=\frac{l}{t}
 
Алгоритм решения задач на расчет средней скорости движения:
1. Изобразите рисунок к задаче, выделяя отдельные участки траектории.
2. Найдите весь путь пройденный телом.
3. Найдите все (полное) время движения.
4. Рассчитайте среднюю скорость по формуле.

Для того чтобы еще лучше научиться решать задачи по этой теме, я предлагаю вам посмотреть очень хороший фильм. Блог создателей этого фильма находится по этому адресу.


Домашнее задание выполняем и обсуждаем в Google документах. Доступ к документу я открыла и выслала электронным письмом


Занятие №3
Алгоритм решения задач по уравнению движения:  
Это значит, что у нас задано уравнение координаты материальной точки, например, x = 24 + 10t - t2 . Величины измерены в СИ.
В этом случае мы будем решать задачи по следующему алгоритму.
 
1. Опишите характер движения. 
2. Найдите начальную координату. 
3. Найдите проекцию начальной скорости, значение и направление вектора начальной скорости. 
4. Найдите проекцию ускорения, значение и направление вектора ускорения. 
5. Всю эту информацию представьте в виде структурно-логической схемы, т. е. в виде рисунка-схемы. 
6. Напишите уравнение зависимости vx (t) и постройте график. 
7. Напишите уравнение зависимости ax (t) и постройте график. 
8. Постройте график зависимости координаты от времени, x(t). 
9. Постройте график зависимости перемещения точки от времени. 
10. Постройте график зависимости пути от времени.

Пример решения задачи здесь.

Домашнее задание выполняем в тетрадях, оформляем и обсуждаем в Google документах. Доступ к документу я открыла и выслала электронным письмом


Занятие №4
На этом занятии мы решали задачи на свободное падение. Рассматривали движение тел, брошенных либо вертикально вверх, либо вертикально вниз.  
Домашнее задание выполняем  в тетрадях, оформляем и обсуждаем в Google документах. Доступ к документу я открыла и выслала электронным письмом.
Уважаемые ученики! 
Для того чтобы хорошо научиться решать задачи, их нужно решить достаточно много. У вас есть такая возможность. Если вы пройдете по предложенным мною ссылкам, то вы не только найдете множество разных задач по пройденной нами теме "Равноускоренное движение", но можете найти и решение этих задач, если задача не получается.
Ссылки:
1) равноускоренное движение;
2) уравнения движения;
3) графики.


Занятие №5, 6
На  этих занятиях мы рассматривали движение тел, брошенных под углом к горизонту.
Домашнее задание выполняем  в тетрадях, оформляем и обсуждаем в Google документах. Доступ к документу я открыла и выслала электронным письмом.

На этом занятии мы закончили повторение раздела "Кинематика". Но это совсем не означает, что каждый из вас все хорошо усвоил и уже готов решить любую задачу на экзамене. Вам нужно еще закрепить эти знания, еще раз повторить теорию и решить много задач.
1. Я хочу вам предложить прекрасное пособие по решению задач по кинематике от Шабалина Евгения Ивановича. Пособие написано очень хорошим языком, там приводятся подробные решения многих типовых задач.

2. Необходимо также вспомнить, как решаются задачи на относительность механического движения.
В видеофильме рассмотрено решение ключевой задачи по теме "Относительность механического движения. Закон сложения скоростей, направленных вдоль одной прямой".
На её примере показано, как важно для рационального решения задачи   правильно выбрать систему отсчёта.


Вы можете познакомиться с блогом авторов этого фильма. Там вы найдете много интересного и полезного.

3. Проверь себя
1) Кинематика. Тест №1 
2) Кинематика. Тест №2 
3) Кинематика. Тест №3 
4) Кинематика. Тест №4 


Тема 2. Динамика
Для того чтобы хорошо решать задачи, нужно повторить теорию. Я предлагаю вам воспользоваться для этого следующими хорошими материалами.

1. Фильм, который поможет вам вспомнить, какие бывают силы, как они изображаются на чертеже.



2Пособие по решению задач по динамике от Шабалина Евгения Ивановича.
Здесь вы найдете не только хорошо изложенную теорию, написанную простым и понятным языком, но и множество задач с решениями и объяснениями.


Занятие №7
На этом занятии мы решили задачу, в которой тело двигалось по наклонной плоскости. Мы вспомнили, как направлены силы, приложенные к телу, обратили внимание на направление силы трения в каждом конкретном случае движения.
А также мы рассмотрели задачу на движение связанных тел. В этих задачах мы считали, что нить, связывающая тела, нерастяжима и невесома.

1. Каков физический смысл условий невесомости и нерастяжимости?
1. Нерастяжимость нити означает постоянство ее длины. Это приводит к тому, что за одно и то же время тела проходят одинаковые расстояния. Следовательно, связанные нитью тела движутся с одинаковым по модулю ускорением.
2. Нить можно считать невесомой, если ее массой можно пренебречь по сравнению с массами тел, которые она связывает.
Если нить невесома, то она не рассматривается в качестве отдельного тела, для нее не пишется уравнение движения. Условие невесомости нити приводит также к тому, что силы упругости, возникающие в нити и приложенные к двум связанным телам, равны по модулю (если нить переброшена через блок, то он при этом тоже должен быть невесомым).

2. План решения задач по динамике
1. Выяснить, каким законам подчиняется описываемый в задаче физический процесс, какие силы действуют на интересующие нас тела. Выписать значения заданных величин.
2. Сделать схематический чертеж и указать все силы, действующие на каждое тело, а также ускорения и скорости.
3. Выбрать прямоугольную систему координат. При этом в случае прямолинейного (равноускоренного или равномерного) движения за положительное направление оси ОХ обычно принимают направление движения тела; при движении тела по окружности положительное направление оси ОХ совпадает с направлением центростремительного ускорения, т. е. вдоль радиуса к к центру окружности. Указать начало координат и начало отсчета времени.
4. Для каждого тела записать второй закон Ньютона в векторном виде. Заменить его на систему аналогичных уравнений, записанных для проекций входящих в него векторов (сколько координатных осей, столько и уравнений).
5. Провести операцию проецирования, т.е. найти проекции векторов сил и ускорений на координатные оси. Подставить их в систему уравнений для проекций.
6. По необходимости дополнить систему получившихся уравнений формулами связи между отдельными силами.
7. Если число неизвестных больше числа записанных уравнений, то нужно составить еще и кинематические уравнения.
8. Решить полученную систему уравнений относительно искомых величин.
9. Выполнить действия с наименованиями.
10. Получить численные значения искомых величин.
11. Проверить получившиеся ответы на "здравый смысл".

Домашнее задание выполняем  в тетрадях, оформляем и обсуждаем в Google документах. Доступ к документу я открыла и выслала электронным письмом.

3. Проверь себя
1) Законы Ньютона. Тест 
2) Динамика. Тест

4. Движение под действием сил всемирного тяготения
 

Тема 3. Законы сохранения в механике
1. Проверь себя
1) Тест №1 
2) Тест №2 

Тема 4. Статика, гидростатика
1. Проверь себя
1) Тест №1 

 Тема 5. Механические колебания
1. Теоретический материал
1) Колебательное движение.Хорошо изложено здесь
2) Маятники
3) Превращение энергии при механических колебаниях
4) Свободные и вынужденные колебания

2. Проверь себя
1) Механические колебания. Тест 

Тема 6. Электромагнитные колебания
1. Теоретический материал
1) Колебательный контур. Хорошо изложено здесь.
2) Переменный ток 


2. Проверь себя
1) Электромагнитные колебания. Тест.


Домашнее задание выполняем  в тетрадях, оформляем и обсуждаем в Google документах. Доступ к документу я открыла и выслала электронным письмом.

 
 

Комментариев нет:

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...